30 000 рублей за зрителя: больше половины субсидированных фильмов фактически не вышли в прокат

Больше половины фильмов, которые с 2015 года субсидировало Министерство культуры, фактически не вышли в прокат, выяснили «Ведомости». На каждый из них Минкульт мог выделить 30 млн рублей, но их создатели не обязаны показывать их на фестивалях, в кинотеатрах или по ТВ, а должны просто закончить и сдать на хранение.

Детали

  • Государственная база данных продажи кинобилетов (ЕАИС) впервые опубликовала данные о финансировании фильмов Минкультом. Оказалось, что с 2015 года субсидии получили 155 российских фильмов.
  • 80 из этих фильмов в кинотеатрах увидели меньше 10 000 зрителей, а у 30 картин не набралось и 1000 зрителей. Это значит, что на них потратили около 2 млрд рублей, а один зритель в зале часто соответствовал 30 000 рублей госсубсидий — или даже больше.
  • Некоторые фильмы не выходили в прокате вообще. Ни одного зрителя не оказалось у фильма «Весури» продюсера Александра Тютрюмова (самая известная роль — подполковник милиции Егоров в сериале «Убойная сила»), у другой его картины «Бесславные придурки» — 230 зрителей. Но на оба фильма бюджет выделил 56 млн рублей, пишут «Ведомости».

Продюсеры оправдываются тем, что создают фестивальное кино, которое нельзя оценивать по числу зрителей. Так, продюсер малоуспешного в прокате (сборы 1 млн рублей) фильма «Жили-были» Федор Добронравов заявил, что «государство должно поддерживать фильмы, направленные не на прибыль и кассу, а на воспитание».

Что дальше. Кинокомпании, у проектов которых плохие показатели по зрителям, получат мало шансов на дальнейшую господдержку, говорит министр культуры Владимир Мединский. Правда, сначала придется дополнить статистику кинотеатров просмотрами на ТВ и в онлайн-сервисах.

Цитата. «Смешно говорить о воспитательном кино, которое никто не видел. Кого воспитывает Добронравов? Сам себя? Он и так хороший, порядочный и талантливый человек. Задача любого фильма, которое снимается при поддержке государства, — дойти до зрителя: через кинотеатры, через ТВ, через видеосервисы».

  • Малобюджетное авторское кино не доходит до массового проката из-за высокого порога входа, возражает гендиректор «Ленфильма» Эдуард Пичугин: прокатчики начинают разговор со 100 млн рублей на продвижение фильма. Именно поэтому «Ленфильм» договаривается о показе всех картин с телеканалами и онлайн-кинотеатрами.

Как у них. В США не существует государственных субсидий для коммерческого кино, однако есть налоговые вычеты и субсидии на уровне штата для фильмов, которые снимаются на его территории. Взамен местные власти (в теории) получают рабочие места и перспективу «кинотуризма», если фильм окажется сверхуспешен. Эти ассигнования достигли пика в $1,5 млрд в 2010 году, но потом стали снижаться: выяснилось, что они попросту не работают на местную экономику.